Размышления о современном фотографическом пейзажеМы живем в интересное время. Пицца по телефону с доставкой к дивану, знакомства (и браки!) по Интернету, виртуальные туры в любой конец света, новинки кино через локальную сеть, практика езды на автомобиле с помощью компьютерных тренажеров. Красота! Думаю, многие из наших предков многое бы отдали, чтобы пожить в современном мире, зная какой удобной и интересной сделал жизнь технический прогресс. Но речь сейчас не об этом. В фотографический мир вместе с цифрой, которая, несомненно, несет и качество и комфорт и удобство, пришла замена ценностей, причем довольно сомнительная. Особенно это касается пейзажа. Почему именно пейзажа? Да потому, что этот жанр фотографии не зря всегда считался самым трудоёмким и красивым. Достигли же высот очень немногие. Потому, что поехать (пойти, поплыть, полететь) найти и дождаться красивого состояния природы, да еще и талантливо снять могли единицы. Ведь здесь замешаны и талант (безусловно) и терпение, физическая и психологическая выносливость, и просто фотографическое мастерство. А в сочетании с умелой фотопечатью (естественно ручной), пейзаж снятый таким мастером превращается в настоящее произведение искусства, которое стоит в одном ряду с лучшими образцами живописи, графики, скульптуры, театра и кино. Фотографии Франса Лантинга, Майкла Кенна, Николая Рахманова, Вадима Гипенрейтера уже давно стали достоянием великого пейзажного искусства и ценность их неоспорима. А что же сейчас? Во-первых, пейзажистов стало много. Даже очень. Потому что, как оказалось, с помощью цифрового фотоаппарата снять хороший пейзаж в общем-то не так уж и трудно. Мешает бумажка на переднем плане? Ерунда, вытрем в фотошопе! Влезли провода на фоне неба? Тоже не проблема, два клика мышкой, и нету! Что еще? А, не хватает грозовых облаков для сюжета. Ничего, можно позже снять с балкона отдельно и вставить аккуратно в фоторедакторе, что даже никто и не заметит. И вообще, все детали пейзажа, лучше снять по отдельности, чтобы не оставалось никаких сомнений в гениальности пейзажного творения. Можно снять и сшить панораму, вставить любой интересный элемент, а также поправить яркость, контраст, насыщенность (можно даже не везде для убедительности), раскрасить, поднять резкость, размыть и много еще чего. Здесь уж фантазия безгранична. Ведь главное это результат. И ничего, что этого не было в действительности, что это неделя ковыряния в фотошопе, ничего что пейзажист «творит» положа ноги на монитор с бутылкой пива в руке. Зато можно гордо выставлять фотографии на выставках, печатать в журналах и выкладывать на различных фотосайтах, слушая восхищенные отзывы о талантливых работах. Грустно. Потому что в сознании произошла подмена ценностей. Что главное, а что вторично, где талант, а где простой манипулятор. И что самое интересное, что оценивают и хвалят (ругают, обсуждают) такие же, считающие что хороший пейзаж это грамотно собранная картинка в фотошопе. Хотя сам фотошоп, это действительно гениальная вещь, позволяющая поднять любительскую, рекламную и коммерческую фотографию на новые, немыслимые доселе уровни. Но только не пейзаж. Потому что пейзаж - это талант фотографа, реализованный в одном единственном нажатии на спусковую кнопку. Это умение извлекать красоту природы силой мысли, видеть глазами объективов и пленки. Все, напечатать и на стену, в альбом, в общем, куда угодно. Потому что это вещь, а не компьютерный рисунок, пусть даже и грамотно собранный. Что касается компьютерных пейзажей, то их выставлять и сравнивать нужно только с такими же пейзажами. Хотя даже пейзажами их назвать то и нельзя. Это компьютерные рисунки природы, так правильней и честнее. А хорошие, талантливые пейзажисты и раньше то были редкостью, а сейчас и подавно. Но, думаю, что совсем не вымрут никогда. Ведь тяга к настоящему большому искусству не умирает. Олег Ванилар, 5 января 2007 года |
| |
Главная | О себе | Фотографии | Статьи | Услуги | Свадебное фото | Контакты
|
Фотограф Олег Ванилар © 2003-2024 |