Ретушь цветной фотографииДумаю, многие фотолюбители сталкиваются со следующей проблемой. При печати цветных фотографий в фотоателье на негативе оказываются мелкие соринки, которые проявляются на фотографии в виде белых точек. Особенно это бывает заметно на голубом небе. Кроме того, иногда в фотоателье плёнку просто царапают, и тогда на фотографии появляются белые полосы. Не могли бы вы рассказать, существуют ли какие-нибудь красители, подходящие для закрашивания белых полос и пятен на цветных фотоснимках. Я уже поняла, что акварельные краски и гуашь заметны на поверхности снимка и для ретуши совершенно не подходят. Хотелось бы знать, что вы посоветуете. Глазова Алина, г. Сакт-Петербург. Как часто мы огорчаемся, получив из фотолаборатории отпечаток с множеством дефектов: следов от пыли, царапин на негативе, а также с изображением, которое хотелось бы улучшить ретушью. Конечно, можно отсканировать фотографию или негатив, а с помощью компьютерной обработки потом сделать с изображением любые изменения, любую чистку. Но как быть, если фотография как таковая представляет собой ценность или прибегнуть к помощи компьютера не представляется возможным? Ещё почитать о ретуши черно-белых снимков. А что делать с цветными? Конечно, можно пойти по простому пути, отдав картинку на ретушь в те немногие профессиональные фотолаборатории, которые этим занимаются. Или же купить набор фирменных анилиновых красителей для ретуши цветных фотографий и ретушировать самому. Но, во-первых, стоимость профессиональной ретуши порой намного превосходит стоимость самого отпечатка, а во-вторых, анилиновые красители кроме высокой стоимости имеют один существенный недостаток: одно неверное движение кисточкой - и фотографию можно выбрасывать, ведь стойкость таких красителей настолько высока, что они не отмываются ничем. Впрочем, есть более удобный способ ретуши, лишённый этих недостатков, который при некоторых навыках будет выручать всегда. Это ретушь при помощи старых добрых фломастеров. Покупать фломастеры нужно такие, у которых на упаковке стоит пометка "Водорастворимые", иначе они будут плохо отмываться при неправильной ретуши. А с этими можно в любой момент смыть результаты труда и начать всё заново. Целесообразно купить небольшой набор фломастеров, ведь они хорошо смешиваются между собой и позволяют получать любой нужный цвет. Автор вообще ухитряется ретушировать цветные отпечатки при помощи только чёрного фломастера (ведь недаром чёрный называют "королём цветов"). Но это возможно не всегда, и лучше иметь 5-6 фломастеров разного цвета. Наибольшую трудность для ретуши представляют отпечатки на полиэтиленированной бумаге. Поэтому мы основное внимание уделим именно этой технике ретуши. Для фотобумаги на баритованной основе техника ретуши примерно та же, но технически она несколько проще.
Фломастеры нужного для ретуши цвета сначала наносят на обратную сторону бракованного отпечатка на полиэтиленированной бумаге. Смешивать цвета и наносить краску нужно при помощи очень тонкой беличьей или колонковой кисти. Волосков в кисти может быть немного, но они должны быть жёсткими, в противном случае для лучшего нанесения красителя придётся сильно увлажнять кисть, что может привести к расползанию отретушированной точки или линии. Кроме того, сильно увлажнённый участок фотографии после высыхания может поменять и цвет и плотность. Техника ретуши практически такая же, как и черно-белого отпечатка, за исключением нюансов по цвету. Оттенок отретушированной точки должен по цвету максимально совпадать с близлежащими областями. Поэтому, прежде чем поставить цветную точку на отпечаток, кисть пробуют на белой поверхности (но не на самой фотографии). Плотность цвета поначалу может быть меньше требуемой, главное, чтобы совпал оттенок по цвету с соседними областями. Затем плотность можно усилить многократным нанесением. Большие белые пятнышки ретушируют сведением на «нет» от краёв к центру, имитируя форму зерна, характерного для ретушируемого снимка. Белые полосы разбивают на части многократными точками, причём цвет полосы в конечном итоге может быть разным, если она проходит по разным цветным участкам фотографии. Устранить белую точку или линию - это ещё полдела. Сложнее избавиться от чёрных полос или точек. Ведь они могут появляться в результате глубокой царапины или другого Дефекта на эмульсии негатива или это может быть просто "лишняя" тёмная деталь самого снимка. Здесь техника ретуши совсем другая. Перед работой над ретушью тёмных пятен надо приготовить пустой патрончик из-под плёнки, несколько "ватных палочек" и абсолютно новое лезвие для безопасной бритвы. Если есть возможность, можно использовать специальный скребок или хирургический скальпель, но он своей рукояткой сильно загораживает видимость ретушируемого участка, да и держать его не очень удобно. В патрон нужно набрать немного воды, смочить "ватную палочку" и увлажнить участок фотографии, который предстоит ретушировать. Смачивание фотографии требуется для разбухания эмульсии, после чего она очень легко поддаётся обработке скребком. Если скрести сухую поверхность бумаги, лезвие просто срежет всю эмульсию до подложки, а во влажном состоянии её можно удалять слой за слоем до нужной плотности. После того как на фотографии поставили "мокрую точку" с помощью "ватной палочки", углом лезвия (очень аккуратно, едва заметными касаниями) снимают верхний слой эмульсии на фотографии, где находится чёрная или тёмная точка. Снимать эмульсию нужно до тех пор, пока точка не "просветлеет" до окружающей области отпечатка. Самая грубая ошибка - сразу выскоблить всю эмульсию до подложки. В таком случае исправить дефект будет невозможно, и на изображении будет обыкновенная дырка. Если же на месте ретуши всё-таки возникло более светлое пятно по сравнению с общей требуемой плотностью (но не дырка!), то далее предпринимаются следующие шаги. Фотография моется под краном (температура воды 30-40°С), чтобы смыть кусочки эмульсии, соскобленные лезвием и прилипшие к фотографии в другом месте, сушится при комнатной температуре и вновь ретушируется с помощью приёмов заполнения белых точек и полос. Побочный эффект подобной ретуши состоит в том, что её следы иногда видны на фотографии в отражённом свете, но в альбоме под плёнкой или в рамке под стеклом заметить её почти невозможно. Естественно, что если на снимке имеются дефекты и чёрные и белые, то сначала удаляются чёрные, потом фотография "купается", сушится, и затем ретушируются белые пятна. Освоив такую технику ретуши цветных фотографий, можно делать и художественные изменения снимка. Например, устранять на крупноплановом портрете (особенно женском) значительные дефекты кожи. Они смотрятся обычно как чередования тёмных и светлых пятен (соответственно углублений и выпуклостей). Таким образом, ретушёр выступает ещё и в роли косметолога или даже пластического хирурга (см. фото). Чем не новая специализация в художественной фотографии? |
| |
Главная | О себе | Фотографии | Статьи | Услуги | Свадебное фото | Контакты
|
Фотограф Олег Ванилар © 2003-2024 |