Ручная раскраска фотографий:
детские шалости или изобразительный метод?
У многих , наверное, в памяти следующий сюжет: по деревне ездит старенький "москвич" с двумя умельцами - фотографом и художником, которые за небольшую плату превращают старые чёрно-белые фотографии в цветные, разрисовывая их акварелью, масляными красками и разными соусами. Особенно охотно их услугами пользовались вдовы - глядишь, на старой фотографии старику новый костюмчик справят, всего цена то - рупь.
Сейчас подобное искусство, конечно, ушло в прошлое, хотя компьютерная
раскраска черно-белых изображений довольно распространена, особенно в рекламе
(вспомнить хотя бы фильм "Унесённые ветром", а также многие современные видео
клипы). Но ручная раскраска несет совсем другую эстетику и является неким "мостиком"
между чёрно-белой и цветной аналоговой фотографией.
Сама раскраска имеет два аспекта - технический и художественный, каждый из которых требует одновременно и щепетильности и абстрактного мышления.
Вообще, способов ручной раскраски фотографий множество: от масляных красок, которые делают фотографию особенно похожей на живопись, до фирменных анилиновых красителей, которые используются в цветной фотографии для ретуши снимков.
У них у всех есть свои изобразительные плюсы, но и минусы тоже
значительны : масляные, а также гуашевые и акварельные краски видны на поверхности
снимка, особенно на отсвет, поэтому сразу вылезают "уши" художника. Анилиновые
красители на отсвет не видны, т.к. они проникают вглубь эмульсии, но у них слабое
воспроизводство и стабильность результатов в связи с тем, что, нанеся на фотографию
анилин, его ни смыть, ни вытравить уже ничем невозможно, поэтому испортить отпечаток,
особенно начинающим в этом деле, проще простого.
Из всевозможных видов раскраски этих недостатков практически лишен самый тривиальный
способ - раскраска фломастерами. Именно техника такой раскраски и будет рассмотрена
ниже.
Сначала нужно выбрать участок фотографии и цвет для него. Если
контраст фотографии высок и высока максимальная оптическая плотность, то раскрашивать
нужно сухую фотографию, четко прорисовывая границы "цветного
участка". Затем тампоном, смоченным в воде, раскрашенное изображение растирается
до получения полностью однородного тона. Главное условие - не вылезти за границы
раскраски. Яркость цвета в этом случае должна быть высокой и соответствовать общему
контрасту снимка.
Если же фотография полутоновая, мягкая, то здесь техника раскраски
немного другая. Отпечаток сначала размачивается в воде, затем с эмульсии снимаются
все остатки воды салфеткой или тампоном. Раскрашивать нужно довольно быстро, т.к.
фотография сохнет в среднем от 5 до15 минут. От границ раскрашиваемого участка
нужно отступать приблизительно 1 мм, потому что фломастер по влажной эмульсии
будет немного "плыть". При достижении максимальной однородности тона фотография
снова бросается в воду, но уже под струю воды или душ, т.к. в противном случае
раскраска расползется за границы раскрашиваемого участка. Поблекнув в воде, раскраска
будет тем более пастельной, чем дольше ее отмывать (в конце концов, ее можно смыть
совсем, а затем повторить все заново).
Получив нужную степень яркости, фотографию быстро вынимают, снимают салфеткой остатки воды с эмульсии и окончательно сушат. На высохшем отпечатке фломастер не бликует на поверхности и сохраняется очень долго. Раскрашивать можно и несколькими цветами одновременно, но всегда лучше потренироваться на бракованной фотографии.
Если изображение для раскраски очень маленькое, то фломастеры сначала наносят на стекло или на обратную сторону бракованной полиэтиленовой фотобумаги. Затем тонкой влажной беличьей кисточкой снимают краску с этой "палитры", и наносят на фотобумагу. Техника раскраски та же.
С художественной точки зрения нужно учитывать, что раскрашивается не всякое изображение
(и далеко не везде раскраска уж так необходима). Очень трудно или почти невозможно
раскрасить однородный светлый предмет, допустим белую рубашку или сделать голубым
небо. Зато "чемпионом" по раскраске является изображение джинсовой ткани. И не
каждый цвет ложится на фотоэмульсию одинаково хорошо. Лучше всего - жёлтый, хуже
всего фиолетовый, который даже на влажную эмульсию ложится полосами. Во избежание
полос лучше использовать не совсем новые фломастеры, которые рисуют не так сочно.
Теперь о художественном аспекте дела. Как уже говорилось выше, не всякая фотография вообще нуждается в раскраске. Но некоторые только с помощью локального цветного участка приобретают выразительность и законченный вид. Для усиления зрительского восприятия, как правило, раскрашивают одну-две детали кадра. В портрете, например, очень хорошо смотрится раскраска зрачков глаз и губ (здесь главное не переборщить с яркостью тона).В пейзаже неплохо раскрасить листья у дерева на первом плане (причем можно не все).
Раскрашивая изображения людей, следует помнить, что лучше сделать цветной одежду и оставить чёрно-белым тело, чем наоборот, т.к. подобрать оптимальный для глаза цвет тела практически невозможно.
Особенных эффектов в раскраске можно добиться в сочетании с
вирированием фотографий, монтажом, соляризацией и точечной
печатью.
|